113 млн тонн в год — эта цифра характеризует мировой объем рынка битума, которая ежегодно продолжает расти в среднем на 4%. Главным стимулом развития данной ниши является дорожное строительство. На прокладывание автострад уходит 80% всего объема сырья. Наиболее активно данная сфера развивается в странах Латинской Америки, Юго-Востока Азии, Индии, а также в Китае. Европейский и американский регионы, в свою очередь, больше закупают материал для ремонта имеющихся автострад. Подробнее рассмотрим кривую спроса:
США — это крупнейший поставщик битума, производящий 24% материала от всего мирового объема. Европой поставляется 19% продукта, а Африкой и Ближним Востоком — 13%. Что касается России, страна лишь недавно вошла в перечень мировых производителей. Нынешняя ее доля составляет всего 5% от мирового объема битума. «Газпромнефть» стремительно наращивает производственные мощности, благодаря чему Россия заняла место в первой десятке мировых поставщиков материала.
Лидерство на рынке инновационных битумов является другой амбициозной задачей отечественной организации. Учитывая актуальные условия мировой экономики, экспорт высокомаржинальной продукции гарантирует компании конкурентное преимущество на долгий срок. Первыми заказчиками как базовых, так и премиальных битумов стали Монголия, Казахстан и Киргизия. На сегодняшний день отправки осуществляются в 57 стран на 4 континентах. На экспорт приходится порядка 10% всего производимого битума.
Локальные производители дорожных битумов находятся в выигрышном положении, ведь чем ближе производитель к потребителю — тем более низкую стоимость он способен предоставить. Компании, занимающиеся поставками за рубеж, серьезно ограничиваются нынешним экспортным режимом, а также пошлинами, возлагаемыми на нефть и ее продукты. Исходя из этого, «Газпромнефть» скорректировала свою экспортную стратегию, сделав упор на ПБВ и товары, производные от битума. Эти материалы сложнее в производстве, но они не облагаются отечественными пошлинами.
Антон Белошапкин, глава ответвления освоения новых рынков «Газпромнефть — битумные материалы», отмечает, что поставки высокотехнологичного продукта не обходятся без постоянного контакта с клиентом. Данный продукт для многих покупателей является обезличенным. Например, в Амстердамском и Роттердамском порту смесь попросту сливается в емкости объемом 20.000 т, разгружается по танкерам и отправляется покупателям. Компании 100-процентно сбывают товар, но теряют при этом лицо бренда. В результате битум укладывается вниз каких-либо автострад, а производитель не знает, что с партией происходит в итоге. ПБВ, в свою очередь, является адресным продуктом, поэтому «Газпромнефти» всегда известны результаты его применения.
Если первый вариант сотрудничества требует лишь соответствия уровню мировой ценовой политики, то второй ориентируется на тесную взаимосвязь с потребителем. По условиям заказчика разрабатываются рецептуры, адаптирующие битум под индивидуальные особенности отдельных мировых регионов. В результате налаживается канал сбыта, позволяющий популяризовать уникальные технологии и имя бренда. По словам Белошапкина, это позволяет ориентировать работу на долгосрочную перспективу.
Битумопроизводная продукция, реализуемая под названием «Брит», распространется по аналогичной стратегии. Каждая поставка сопровождается комплексной поддержкой заказчиков. Они получают не только нужный продукт, но и систематические поставки на локализованные склады. Дополнительно проводится обучение партнеров новым технологиям.
Европейский битумный рынок является одним удобных и перспективных для освоения. В то же время, он самый сложный ввиду следующих причин:
Важным аспектом входа на европейский рынок битумов является создание надежного бренда с репутацией. Учитывая текущие отзывы зарубежных заказчиков, полимерно-модифицированные материалы от отечественного производителя не уступают продукции гигантов Shell и BP. По словам Дмитрия Орлова, гендиректора «Газпромнефть — битумные материалы», такую победу на рынке дает упор на комплексные поставки, а также предложение оптимального баланса цены и качества.
Ситуация внедрения «Газпромнефти» на южноамериканский оказалась противоположной. Если в среднем по Европе потребление битума составляет 15% от всего мирового объема, то здесь использование ПБВ оказалось ограниченным, несмотря на активное развитие дорожного строительства. Отечественным специалистам пришлось провести разъяснительные беседы с потенциальными партнерами, демонстрируя выгоды использования инновационных технологических решений.
В сотрудничестве с американскими партнерами, «Газпромнефть» разработала систему приема, расфасовки и безопасной распаковки битума, поставляемого по морю. Результатом работы стало повышение использования продукции на территориях, где ранее его потребление считалось незначительным.
В 2016 году Россия стала значимым игроком южно-американского рынка битума. На данный момент отечественная компания реализует поставки на проекты в Перу, Парагвае, Чили, Бразилии, Мексике и других странах. Потребление высокотехнологичных вяжущих материалов от «Газпромнефти» составляет 20-30%, что является «хорошим мостом для далекого континента».
Наличие собственной исследовательской базы серьезно повлияло на столь широкий успех отечественного производителя. Сотрудники центра разрабатывают уникальные рецептуры, адаптированные под условия эксплуатации дорог и температуру различных регионов. Несмотря на то, что США является ключевым поставщиком высокотехнологичных материалов, продукция отечественной битумопроизводственной компании зачастую превосходит зарубежные аналоги.
Антон Белошапкин отмечает, что битум «Газпромнефти» уже прозвали «русским асфальтом». После формирования и открытия рынка в Южной Америке, многие конкуренты постарались последовать опыту лидирующего бренда. Но отстраниться от других поставщиков удалось за счет четкого позиционирования и поддержания высокого уровня качества.
Смена конъюнктуры является «двигателем» развития рынка битума и его производных. Чем глубже станет переработка НПЗ в Европе, тем меньше сырья потребуется для производства материала. Это может привести к уменьшению производственных объемов, либо прекращению работы некоторых предприятий. Вследствие этого прогнозируется уход доли европейских производителей, что приведет к образованию дополнительных перспектив входа на рынок.