Подобные опыт уже имел место быть в ряде стран. Весьма удобно и экономично делать асфальт из пластиковых бутылок: дороги будущего служат в несколько раз дольше и позволяют сохранить чистоту природы.
Разработка инновационной технологии с использованием пластиковых отходов в составе асфальтовой смеси принадлежит норвежской компании VolkerWessels. Ее основная задача – литье специальных пустотелых плит из полимера, которые потом будут укладывать на подушку из уплотненного песка. Дополнительное удобство в том, что полое пространство модулей можно использовать для прокладки инженерных коммуникаций. Но основное преимущество такого метода во вторичном использовании огромного числа отходов и быстрый монтаж.
Существует специальная технология по производству асфальта из пластиковых бутылок: дороги будущего должны получаться надежными и экономичными. Процесс включает несколько этапов:
сбор, сортировку и очистку пластиковых бутылок;
измельчение исходного материала с помощью гранулятора;
соединение расплавленных полимеров с битумом;
нагрев и нанесение на заполнитель;
обработка и добавление полимерно-битумного вещества к общему составу для заливки дорог.
Полученную смесь укладывают на уже подготовленное основание, уплотняют и разравнивают с помощью асфальтоукладчиков. Специалисты из России эту технологию изучили и проанализировали. На основе полученных данных был сделан вывод о том, что в нашей стране можно класть асфальт из пластиковых бутылок: дороги будущего вполне соответствуют климатическим условиям, но больше подходят для создания парковых тропинок и тротуаров.
Внедрением полимерных материалов в сферу строительства дорог в России занималась компания «Роснано». В результате даже была создана специальная программа, в рамках которой инновационные смеси должны были использоваться для создания магистралей в столице и Рязанской области, а также в Татарстане. Но проект замер на стадии разработки из-за необходимости вносить изменения в технические регламенты, стандарты ГОСТов и СНиПов.
Сейчас в нашей стране пластик включают в состав дорожного покрытия, что положительным образом влияет на качество дорог. Но вяжущие полимерно-битумные вещества производят из нефтепродуктов. Внедрить рециклиниг пластика в производства пока не представляется возможным. Основная причина кроется в отсутствии специальных технологий по сбору бутылок из полимера. Этот вопрос должен сначала решаться на уровне законодательства.
Благодаря массовому использованию полимера в производстве асфальта улучшится экологическая обстановка в крупных городах и океанах. Да и самое готовое дорожное полотно имеет много плюсов, к которым относятся:
низкие затраты на эксплуатацию;
повышенная прочность;
снижение частоты ремонтных работ;
водостойкость;
устойчивость к растяжению;
образования минимального количества трещин за счет пластичности материала;
возможность эксплуатации при низких температурах (до -80 ºС);
отсутствие колеи;
низкая деформация покрытия;
отличное сцепление с автомобильными колесами;
продолжительный срок службы.
При этом внешне покрытие из пластиковых бутылок невозможно отличить от традиционного асфальтового. Внедрение такой технологии значительно снижает расходы на содержание и строительство дорог, а также помогает решить проблему утилизации отходов. Модернизация заводов под новое производство не потребует больших расходов. Но, нужно понимать, что для приготовления асфальтовой смеси нужно огромное количество полимерных отходов. По этой причине запустить инновационную технологию без внедрения массовой разделительной системы утилизации отходов не получится. Но это направление все равно считается наиболее перспективным в области строительства автодорог, поэтому очевидно, что его продолжат развивать и совершенствовать.